Марий Эл - 100

ГАЗЕТА «ӰЖАРА»

В развитии культуры марийского народа большая роль принадлежала рождению периодической печати на родном языке.

Начало марийской общественной мысли и литературе положило издание в 1907-1913 гг. журнала-ежегодника «Марла календарь». В связи с началом первой мировой войны в феврале 1915 года один из его основателей вятский епархиальный миссионер П.П. Глезденёв стал издавать в городе Вятке первую марийскую газету «Война увэр» («Военные известия»). Кроме информации о ходе военных действий на фронтах, газета уделяла внимание  жизни марийского народа, стала печатать художественные и фольклорные произведения.

Новый этап развития марийской общественно-политической мысли начался с весны 1917 года. Начавшаяся в феврале этого года Великая Российская революция была с воодушевлением встречена молодой интеллигенцией малочисленных народов, нацеленной на демократическое обновление национальной жизни. «Война увэр» больше стала публиковать материалы об общественной жизни. В Казани было основано Общество мелких народностей Поволжья, а в ней – Черемисская (Марийская) секция во главе со студентом Казанского университета Валерианом Васильевым, одним из основателей и редактором «Марла календаря».

Во время работы первого съезда Общества в мае 1917 года 70 марийских делегатов собирались отдельно для обсуждения вопросов, касающихся народа мари. На одном из таких собраний они обсудили вопрос о газете. Многие считали, что необходимо перенести издание марийской газеты из города Вятки в Казань, поближе к основным районам проживания марийцев. Делегаты предварительно решили, чтобы назвать газету созвучно духу переживаемого момента – «Ӱжара» («Заря»), а редактором сделать В.М. Васильева.

На Первом Всероссийском съезде мари в июле 1917 года в городе Бирске этот вопрос стал предметом более конкретного обсуждения, чтобы газету под новым названием начать выпускать с начала 1918 года. Но на имя съезда из Казани пришла от Е.П. Ермакова  (заместителя председателя исполкома губернского Совета крестьянских депутатов, моркинского марийца) телеграмма, что Губернское земство выделяет на издание марийской газеты 18 тысяч рублей. Было решено начать издавать её, как только представится возможность, а направление определили: «беспартийно-прогрессивное».

25 августа (7 сентября по новому стилю) 1917 г. вышел в свет первый номер газеты «Ӱжара», возвестив начало нового этапа национального движения. В обращении к читателям редактор писал: «Как утренняя заря, к нам пришла свобода. Она покончит с нашей трудной, угнетенной жизнью. На нашу родную землю она принесет счастливую жизнь… Название нашей газеты – «Заря». Поэтому мы, издатели газеты, будем считать свое дело выполненным, если она действительно станет зарей новой, счастливой жизни. Все люди должны жить свободно, по-доброму и по-братски дружно». Девизом газеты стали слова – «Добрая жизнь – в развитии» (затем – «Добрая жизнь — в учении»).

Общественно-политическое лицо газеты определялось тем, что редакторы В.М. Васильев, Д.И. Адаев и С.Г. Гаврилов-Эпин, а также ведущие публицисты И.Н. Коведяев-Умшар и П.И. Вавилов-Монарн по политическим взглядам примыкали к правым эсерам (Адаев и Коведяев были членами партии). Поэтому в газете публиковались материалы в поддержку Временного правительства, партии эсеров, несмотря на декларацию о «беспартийном» ее направлении.

Это особенно проявилось в связи с выборами в Учредительное собрание. На съезде в Бирске была принята резолюция: «Признать целесообразным примкнуть всем мари к партии социалистов-революционеров и при выборах в Учредительное Собрание голосовать за кандидатов в их списках». Губернским комитетам партии эсеров (правых) были предложены кандидатуры трех  ведущих общественных деятелей: И.Н. Коведяева по Уфимской губернии, В.М. Васильева – по Казанской, Л.Я. Мендиярова – по Вятской. Разъясняя решение съезда, газета 3 октября утверждала: «Самая подходящая для марийского народа партия – социалисты-революционеры. В этой партии состоит немало и марийцев, а в других партиях – нет. Если отдадите свои голоса за другие партии, то сами себе на шею наденете петлю. Если хотите жить под добрым солнцем, счастливо, отдайте голоса за партию социалистов-революционеров».

22 октября, когда после получения для публикации партийных списков кандидатов в Учредительное собрание оказалось, что нигде намеченные кандидаты-мари не были поддержаны, в редакции было проведено собрание находящихся в Казани марийских активистов. О принятом на нем решении газета рассказала 2 ноября: «На Бирском съезде мы договорились идти на выборы с партией «с.-р.», наметили трех марийцев. Но они в списки не попали. В списке №3 (независимых социалистов-кооператоров. – К.С) по Казанской губернии есть наш товарищ Сергей Гаврилович Гаврилов.  У партии, которая составила этот список, нет большого отличия от с.-р. Поэтому в Казанской губернии надо голосовать за этот список. В других губерниях мы списки не знаем. Советуем голосовать за список, где есть мари. Но только не за кадетов, если даже в их списке окажутся мари».

На этом же собрании обсуждался несколько затянувшийся вопрос о Центральном Союзе Мари. На Бирском съезде было принято обращение к марийцам всех территорий создавать на местах организации «Марий ушем». И с первого же номера в газете напоминали о необходимости этой работы. И разъясняли: эти организации, начиная от сельских, продолжая волостными и уездными, должны составить стройную систему, завершаемую созданием в Казани Центрального Союза Мари («Рӱдӧ Марий ушем»). На собрании 22 октября была избрана организационная группа, которой поручалось подготовить проект его устава. 6 января 1918 года в редакции же состоялось собрание учредителей ЦСМ; 11 января был утвержден устав организации и избран её Исполнительный комитет из сотрудников газеты «Ӱжара».

Неискушенным в общественной жизни читателям газета разъясняла сложную политическую ситуацию в стране. Адаев-Метри писал: «Германский император Вильгельм, стремясь победить Россию, засылает к нам шпионов. Они, агитируя за скорое прекращение войны, будоражат народ, вносят в него смуту. Остерегайтесь таких людей. Они – наши враги». Хорошо известно, кого в 1917 году называли немецкими шпионами – большевиков. С другой стороны, в статье Коведяева-Умшара резко осуждался мятеж генерала Корнилова. Таким образом, в общеполитических вопросах редакция оставалась на позиции поддержки Временного Правительства, веры в Учредительное Собрание.

Газета «Ӱжара» очень много сделала по возрождению национального самосознания марийского народа, по пробуждению осознания внутринациональных связей, по преодолению стесненности проявления национальных чувств. 20 октября 1917 года на всю первую страницу было напечатано публицистическое эссе «Марийцы, вы есть?», которое может служить примером общественно-политической мысли времени национального пробуждения (подписано псевдонимом «Отар»).

«Во время работы Всероссийского съезда мари в Бирске же проходил съезд крестьянских депутатов. Туда для приветствия были направлены  двое: один для выступления по-русски и по-татарски, другой – чтобы приветствовать на марийском языке.

Тот, который должен был говорить по-марийски, выйдя к трибуне, первым делом оглядел весь зал и обратился: «Марийцы, вы есть?». Из разных мест послышалось – «есть, есть».  Только после этого он стал говорить. Этот случай взбудоражил мою душу. Я очень крепко задумался. Эти три слова я не забуду всю жизнь. И хочу передать их всем марийцам… Ведь это не просто обыкновенные слова, а это – поиск марийской души.

Злая воля русских царей запугала марийцев, раскидала, разъединила их, заставила упрятаться в укромных местах лесной глухомани. И они стали издыхать, как одинокие пчелы. Но ведь всё живое, имеющее душу, хочет жить. И марийцы имеют душу. Чтобы выжить, и они стремились объединиться. Вот они и бродили, подавая голос в поисках родственных душ: «Марийцы, вы есть?» Но этот призывный голос свои как-будто не слышали, а слышали русские купцы, татарские торговцы. Марийцев еще больше гнули, их голос слабел. Так мариец марийца перестал слышать. Кончились взаимное понимание, взаимная помощь. В одном месте копошились одни, в другом – другие, не слыша один другого, не стремясь на помощь друг другу. Но в глубине души у них оставался глухой стон: «Марийцы, вы есть, или вас уже нет?» И когда я на съезде услышал вырвавшийся наружу этот стон, я встрепенулся. Родные! Откликнитесь на этот вскрик! Скорее ответьте: «Есть!» 400 лет этот вопрос не получал ответа, его уносило ветром, не находилось никого, кто осмелился бы выкрикнуть: «Есть!»

Теперь империя рухнула, зло, исходившее от нее, кончается. Теперь бояться не надо, можно выходить на зов. Все – живущие в городе и страждущие на селе, работающие в поле или бродящие в лесу – подайте голос: «Есть!» Вас долго гнули. В одиночку мы ничего не можем добиться. Как и пчелы, мы только вместе можем выжить.

Эй, любимый мой, родной марийский народ! Скорее откликнись! Работы предстоит много. На умственный труд посмотришь – нас мало, о предпринимательстве подумаешь – мы ничего не умеем. А ведь марийцы, как пчелы, трудолюбивы. За это в этом мире много должно быть нам отпущено Богом.

Откликнувшись – «Есть!» – возьмемся за дела, чтобы занять свое место среди всех народов! Дадим вольную дорогу мастерам-умельцам: пусть «книжно-образованный» пишет книги, кузнец крепче держит молот, плотник – топор; в общем, каждый, кто в чем способен, кто что умеет делать, старается в своем деле.

Замечайте вокруг себя способных к грамоте. Думая о будущем, учите их, наставляйте. В одном месте одно дело хорошо получается, в другом – другое. Всё это надо соединять вместе, знакомить с этим всех марийцев. Для этого обо всем хорошем пишите в газету. Газета ознакомит всех с хорошим опытом. Так будет расти, обогащаться наш общий ум, будет улучшаться жизнь.

И наша газета «Ӱжара» уже два месяца взывает: «Марийцы, вы есть?» Ото всех сторон откликнитесь нам: «Есть!», помогите и деньгами для дальнейшего выпуска газеты.

Разлетевшиеся пчелы в конце-концов собираются вместе в рой. И нам надо объединиться. Есть место, вокруг которого мы можем соединиться – газета «Ӱжара». 300 человек прислали свои деньги, как пчелы несут мед в общий улей. И вы, другие, кто еще не сделал это, сделайте то же, присылайте деньги. Будет жить «Ӱжара» – будет крепнуть наша общая сила, уверенность в будущем.

Эй, любимый мой, родной марийский народ! Когда ты соберешь всех своих разрозненных отпрысков? Когда обретешь веру в себя? Эй, народ, пробудись! На нашу землю пролился благодатный Божий свет, влил жизненные силы в наши ослабевшие души. Воспрянь, народ, от этой живительной энергии, собери лучшие свои силы и умы вокруг дела, к которому зовет «Ӱжара». Услышав её призыв, объединившись, мы не будем обречены».

Какая мощная публицистика, имеющая и сейчас остро-злободневное звучание! 15 ноября редакция вновь обращается к символическому выражению «Марийцы, вы есть?» в небольшой заметке «Слово радости и благодарности марийскому народу»:

«Сердечно любимый наш народ! Вначале наша работа двигалась трудно. Но, несмотря на это, мы продолжали начатое дело с верой в великого Бога. Мы ждали, что марийский народ услышит наше обращение, как зов заблудившихся в лесу. И мы действительно не обманулись. На наш клич: «Марийцы, вы есть?», слава Богу, мы услышали: «Есть!» В разных краях появились желающие писать в газету, больше стало подписчиков газеты, стали известны люди, которые начали на местах объединять марийцев. Так в свете Божьей зари стало спориться наше дело».

П.П. Глезденев 18 декабря опубликовал в газете большую статью «Марий мала» («Спит мариец»), наполненную болью и беспокойством за родной народ. Отметив, что другие народы после свержения царского самодержавия активно включились в обновление жизни общества, он с горечью писал, что среди марийцев этого пока не наблюдается. «Где ты, бесстрашный, храбрый мари, где? – восклицал автор. – Осталась ли в тебе твоя чистая марийская душа? Течет ли еще в твоих жилах кровь наших предков? Есть ли у тебя свой язык? Не потерялся ли он? Ответь нам!» Он для примера подробно рассказал, как татары Вятской губернии добились включения своих представителей в земские органы, в суды. «Больно за то, что наши будничные проблемы отправляют решать к обычному судье. У нас и комиссар русский, и на сходах верховодят все русские. А где мы, марийцы? Нас нет! Спит мариец!». «Русского ребенка обучает грамоте русский, татарина – татарин. А мы, марийцы, неужели сами не можем обучать своих детей на своем родном языке? Добились ведь этого наши соседи — татары. А мы? Неужели мы не можем? Да, к сожалению, не можем, потому что у нас нет единства, сплоченности… Нет пока у марийца ни морального духа, ни сил. С лучших мест гонят марийца, а он молчит… Только объединившись, мы сможем встать с колен и сами решать свои проблемы».

В газете ничего не говорилось о классах, о классовой борьбе. В ее материалах постоянно провозглашалась необходимость единства марийского народа, при этом большая надежда возлагалась на немногочисленную тогда интеллигенцию. Священник-учитель (в будущем известный ученый-историк) Ф.Е.Егоров 18 сентября опубликовал большую статью «Народ и интеллигенция» с призывом  ко всем «образованным» марийцам объединиться и прийти на помощь родному народу в его просвещении. Он писал, опираясь на знание и понимание истории:

«В образовании, в знании – сила! Но среди марийцев мало людей, познавших пользу просвещения. Только после 1870 года из марийской среды изредка стали появляться учителя. Окончившие русские школы марийцы полностью обрусевали. Немножко поживут среди марийцев, женятся на русских девушках и, бросив родных марийцев, уезжают в местности с русским населением. Поэтому во многих местах отвернулись от образования, считая: «Какая польза от того, чтобы выучившись стать русским?». Тогда, если бы кто сказал: «Я – мариец, беспокоюсь за марийский народ, стараюсь быстрее просветить его, но хочу, чтобы мариец оставался марийцем», – то такого человека царские законы карали. Но всё же, пусть мало, старатели за родной народ имелись. Однажды они даже выпустили марийский календарь и за это чуть-чуть не угодили в тюрьму.

Простой народ не очень-то верит образованным, интеллигентам, не очень-то их любит.

Теперь, в новой жизни… кто пойдет вперед? Устремится уверенно вперед тот народ, у которого много образованных – интеллигентных людей. Если так, нам, марийскому народу, надо как можно быстрее призвать отовсюду интеллигентных – образованных марийцев. Не совсем ещё обрусевшие мари вернутся к родному народу. Ведь в их жилах течет марийская кровь!»

Этот же автор 19 января 1918 года звал марийский народ к пробуждению национального самосознания, при приближении к общечеловеческой цивилизации:

«Марийцам, выйдя на свободу, тоже надо вздохнуть посвободнее. Хватит, как прежде, ходить, опустив голову, боясь всего. Перестать стесняться, что мы марийцы. А ведь многие образованные марийцы даже пытаются скрыть свою национальность, не говорят по-марийски, не помогают марийцам, не любят (презирают) их. Есть такие полу-марийцы.

А почему мы должны стыдиться других? Мы никогда никому плохого не делали. Народ наш, живя в разных местах, в окружении многих других народов, никогда не забывал, что он –  народ мари. Он жил, утверждая: я мари, у меня всё свое собственное – язык, нравы, мелодии, обычаи, одежда, и пусть это всегда будет со мною. Он в долгой жизни пронес свой язык, культуру, белую одежду, гусли, барабан, волынку через века соседства с персами, сарацинами, хазарами, булгарами, татарами, ничего не растеряв. Неужели теперь потеряем это наше большое культурное богатство?

Давайте будем учиться, учиться все, учиться всему – тому, чему научены англичане, французы, немцы, американцы. Но только и при этом не будем забывать, что мы марийцы. Наше доброе, нам присущее пусть останется нашим. Мариец пусть останется марийцем!»

Здесь очень хорошо видна ориентация передовой просветительской интеллигенции на национальный подъем родного народа на основе приобщения к общечеловеческим ценностям и при сохранении этнической самобытности.

Обеспокоенность общественной пассивностью основной массы марийского населения, стремление пробудить его видна во многих номерах газеты «Ӱжара». Многие опубликованные здесь стихотворения содержали прямой призыв к пробуждению. Т.Ефремов-Уньжинский: «Кынелза, шогалза» («Встаньте, поднимитесь!»); В.Якманов: «Кынелза, шогалза, мари калык чыланат!» («Встаньте, поднимитесь, все марийцы!»); П.Вавилов-Монарн: «Мари калык, помыжалт!» («Проснись, марийский народ!»).

Сотрудники газеты «Ӱжара» без энтузиазма встретили известие о захвате власти в Петрограде большевиками. Они были удовлетворены результатами февральского этапа революции и открывшимися перспективами буржуазно-демократического развития России. В газете «Ӱжара» долго не появлялось никаких сообщений о большевистском перевороте, не публиковались декреты Советского правительства. Отношение к новой власти у лидеров марийского национального движения было сначала, скорее всего, выжидательным.

9 ноября (по старому стилю) И.Н. Коведяев-Умшар опубликовал небольшую корреспонденцию «Война в Казани». «О, Боже! Живешь-живешь, и чего только не увидишь! Оказывается, и в Казани может быть война. Солдаты поднялись против юнкеров. Они требуют все дела передать в руки Советов. 28-го стало тихо, стрельба прекратилась. Что будет дальше? – Этого никто не знает». Только спустя почти месяц, 7 декабря, в газете появился более обстоятельный материал о происшедшей смене власти в стране. Умшар напомнил, что уже писал о стычках солдат и юнкеров в Казани. «Еще больше вооруженная борьба шла в Петрограде и Москве. Ее зачинщики по-русски называются «большевики». Они еще летом хотели поднять солдат, но не смогли, Керенский не дал воли. Глава большевиков Ленин скрылся и до сих пор прятался. Керенский даже приказал схватить его, но не нашли. Товарищи Ленина везде среди солдат много вели агитацию. Подготовившись, вдарили. Керенский слетел, сбежал, где прячется – никто не знает. Большевики за неделю всё скрутили. Министров убрали, своих поставили, называются «народные комиссары». Главным из них стал сам Ленин».

20 декабря свое мнение по поводу происшедших событий недвусмысленно высказал другой публицист Д.И. Адаев-Метри: «Тех, кто 25 октября поднял смуту, захватил в свои руки власть и присвоил государственную казну, следует предать суду».

26 января 1918 года газета опубликовала рассказ председателя Царевококшайской земской управы (а незадолго до этого бывшего председателем исполкома уездного Совета) И.Н. Коведяева (Фадейкинского) о поездке в Петроград с ходатайствами о продовольственном снабжении, об открытии высшего начального училища и еще несколькими просьбами. Многодневные хождения по инстанциям ничего не дали. 5 января в связи с разгоном Учредительного собрания Коведяев со своим спутником С.Никифоровым участвовал в уличной демонстрации и попал под обстрел и облаву. Он пишет: «7 января купил газеты. Но там, кроме крикливых угроз, ничего нет… Ночью снова облава. Хотелось кричать. Но кто услышит? Словами объясниться невозможно, не слушают, для них аргумент – только винтовка… Пусть будут прокляты. Нашей ноги здесь больше не будет…18 дней ходили, привезли три бумажки…»                                                                

Но таких острых политических материалов в газете в конце 1917 — начале 1918 года опубликовано совсем немного. В период жестоких политических бурь редакцию больше беспокоили другие проблемы, связанные с подъемом культуры, развитием языка родного народа. Это значит, что марийская общественно-политическая мысль  и в это бурное время носила больше культурно-просветительский характер. Эту линию общественно-политической мысли отражал в первую очередь В.М. Васильев.  9 (23) ноября он опубликовал большую статью «Зачем нужны марийские книги и газеты?», в которой убеждал читателей: «Исчезнет язык – исчезнет и народ». В феврале 1918 года в двух номерах газеты печаталась его статья «Устройство марийского языка». Автор вновь внушает, что язык – главное богатство народа; он укоряет тех «образованных» марийцев, которые стесняются разговаривать на родном языке, ратует за обогащение и расширение общественных функций марийского языка; предостерегает от бездумного использования русских слов там, где можно использовать слова родного народа. Призыв хранить, беречь родное слово приобретал в тех условиях не только культурническое, но и общественно-политическое значение. Несколько раз газета обращалась к читателям присылать в редакцию песни и другие произведения фольклора. Через газету же Васильев обратился с призывом собирать вообще сведения о своем народе, составил для этого на русском языке и опубликовал «Программу для сбора сведений о народе мари».  В «Необходимом послесловии» автор пояснял: «Старая истина «познай самого себя», но приходится повторять. Говоря о самопознании, мы имеем в виду познание себя не как отдельной личности, но как представителя известной народности. Для сознательного мари познание себя в лице народности мари повелительно диктуется условиями новой жизни» (3).

В пробуждении самосознания народа большое значение придавалось возрождению марийской «национальной» веры – язычества. Всемарийский съезд ратовал за уравнение общественного положения языческих жрецов (картов) с религиозными служителями  православной и мусульманской веры, высказался за выделение служителям «национального» культа жалования, равного с представителями других религий. Была выработана стройная структура религиозных организаций от сельских до общемарийских во главе с Центральным Духовным правлением (Мари Онаен Рÿдö) в Бирске; предлагались общие правила жертвоприношений, ритуалы похорон и т.д. – на основе соединения некоторых догматов православия с традиционными элементами язычества. Газета разъясняла эти решения. Например, 2 января 1918 года: «У русских есть епископ, митрополит, Синод, у татар имеются ахун, духовное собрание, а у нас нет».

Интересно, что единственным документом Советского правительства, опубликованным до марта в «Ӱжаре» (22 февраля), был «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах», к которому дано разъяснение, что предоставлена свобода и для «чимарий» (язычников), а «можно не поклоняться никакому богу», т.е. можно быть атеистом.

Национальный областной съезд мари (Казань, февраль 1918 г.) призвал поддержать Советскую власть. Редакция «Ӱжары» только приветствовала съезд, призвав делегатов продолжить дело Бирского съезда по национально-культурному возрождению родного народа, ее представители в политических дискуссиях не участвовали, занимали «нейтральную» позицию (4). На съезде был образован стоявший полностью на платформе Советской власти Марийский комиссариат во главе с левым эсером Владимиром Алексеевичем Мухиным. Газета «Ӱжара» сообщила об этом, затем опубликовала статью Мухина о необходимости поддержки политики Совнаркома.

В связи с этими событиями произошли изменения в редакции. И.Н. Коведяев уехал в Бирск. Д.И. Адаев отстранился от поста соредактора, но оставался сотрудником редакции в отделе политической жизни.

Основное место в газете редакция, стремясь оставаться политически нейтральной, продолжала отводить материалам просветительского характера, фольклору, призывам учиться, беречь родной язык, разъяснению марийской «национальной» религии. Она пыталась в новых сложных условиях выдерживать объявленную с самого начала «беспартийно-прогрессивную» линию. 1 марта в газете опубликован материал о германской опасности. При этом, кажется, впервые сказано более или менее положительно о большевиках (только в очень своеобразной форме): «Сейчас на большевиков сердятся многие. Но они ошибаются. Сначала надо знать о немцах, потом сравнить их. Когда они (немцы) придут – заплачете».

Просветители, выпускавшие газету «Ӱжара», не обошли и тему о финно-угорском родстве. Интересно, что в первом же  номере стала публиковаться большая статья Сергея Эпина «Просвещение марийского народа», в которой, между прочим, автор  писал: «Я очень верю в способности марийского народа к просвещению, к умственному совершенствованию, развитию. Хотя наш народ малочислен, он, наподобие финнам, может через образование направить свою жизнь к лучшему, не отстать от других». Пройдет несколько лет –  В.М. Васильева как бывшего редактора газеты «Ӱжара» и его коллег начнут обвинять в том, что они публиковали в газете материалы, которые означали преклонение перед финнами, пропаганду панфинизма, а в конечном итоге – стремление присоединить Марийский край к Финляндии.

Действительно, материалов, авторы которых призывали брать пример у финнов, было в вольной марийской прессе напечатано немало. В №9 от 20 октября 1917 года напечатана заметка Т. Симолкина. «Что необходимо, чтобы жить, как свободные граждане?» – спрашивал автор. И отвечал: для этого нужна земля и нужно образование. «Вот в Финляндии живет народ, родственный нам. Какие они, финны, просвещенные, сколько у них грамотных! И как хорошо живут! С них-то вот и надо нам брать пример». 11 декабря И.Н. Коведяев-Умшар писал: «Марийский народ может спасти только одно — просвещение, путь грамоты и образования. Иначе мы так и останемся обманутыми, обездоленными. Любой народ, который встал на ноги, сделал это через образование. Вот и родственный нам финский народ окреп благодаря грамоте, образованности. И нам так же надо. И нам надо пойти таким же путем, каким шли финны». В этом же номере в корреспонденции о съезде вятских мари в слободе Кукарке Вятской губернии приводятся слова марийского священника-учителя А.С. Лебедева: «И марийцы, учась, должны стать такими же, как их родственники финны».

2 января 1918 года крупно выделено редакционное сообщение «Обретение независимости Финляндией». Там сообщалось: «Родственный нам народ по названию «финны» принял решение о своем желании жить независимо. Руководители нашей страны с этим согласились. Торжествуйте, радуйтесь, марийцы! Хотя мы остаемся зависимыми в чужих руках, пусть родственный нам народ выйдет на путь полной свободы. Да поможет ему Бог, пусть счастливыми будут его дни и годы, пусть сбудутся все его желания!». Весьма показательна небольшая заметка в номере от 26 января, в которой сообщается, что американцы начали оказывать продовольственную помощь народу Финляндии. Редакция (заметка напечатана без подписи) заключает: «А мы, марийцы, почему не помогаем? Разве у нас нет хлеба? Или вместе с русскими и мы потеряли разум, не знаем, что нам делать?». Но известно, что тогда же независимости Финляндии представила большую угрозу инспирированная большевиками попытка пролетарской революции в этой стране, приведшая к гражданской войне. «Ӱжара» сдержанно, но с тревогой сообщала об этом 18 февраля.  А 26 февраля к сообщению информационных агентств о выводе советских войск из Финляндии редакция добавила свой краткий выразительный комментарий: «Давно бы надо так».

Как и в отношении финнов, марийская демократическая интеллигенция выразила поддержку и радость по поводу провозглашения независимости Эстонии. 15 марта 1918 года об этом душевно писал Метри (Адаев): «Да поможет Бог нашим родственникам эстам (виро) наладить собственную жизнь». Но через две недели он же с большим сочувствием к братьям-эстонцам сообщал читателям о немецкой оккупации Эстонии, о разгоне органов народной власти, возвращении немецких помещиков. В рассказах о Первом и Втором Всероссийских съездах мари газета уделила внимание ярким приветственным речам почетного гостя этих съездов эстонского профессора Александра Пэрка.

В марте 1918 года из общественной жизни были устранены демократические земские учреждения. А ведь именно Казанское губернское земство финансировало издание газеты «Ӱжара». Губернский совет крестьянских депутатов, сосредоточивший власть в губернии в своих руках, не был удовлетворен ее политическим обликом (вернее — его отсутствием). Он поставил перед редакцией условие: издание газеты будет финансироваться только в том случае, если будет изменена ее политическая направленность.

«Ӱжара» фактически оставалась органом Центрального Союза мари, возглавлявшегося национал-демократами, продолжавшими настороженно относиться к Советской власти после разгона Учредительного собрания. В.А. Мухин впоследствии писал, что перед Марийским комиссариатом в первую очередь встала задача – отобрать у Центрального Союза мари газету.

В марте состоялся IV Казанский губернский съезд Советов. На нем участвовали 37 марийцев.  Комиссар В.А. Мухин несколько раз собирал их для обсуждения сугубо марийских вопросов, в том числе о газете «Ӱжара». «Она стала, – говорил он, – добрым другом-советчиком для многих марийцев. Но она может пропасть, потому что нет денег… Совет даст денег на издание газеты, только мне там сказали: смените редактора, тогда выделим деньги». В.М. Васильев, чтобы сохранить газету на родном языке, под нажимом Мухина был вынужден заявить об отставке. Редактором поставили В.А. Мухина-Сави. В редакции были организованы три отдела: политической жизни; информации; публикации художественных и фольклорных произведений.

13 апреля 1918 года «Ӱжара» вышла с указанием: «Издание Казанского Совета крестьянских депутатов»; «Редактор – Изи Мухин». Номер открывался обращением нового редактора к читателям, в котором провозглашалось, что впредь газета будет освещать жизнь трудового народа, бедных людей: «Пусть эта газета будет газетой трудящихся, показывающей их жизнь». В следующем номере наряду с прежним девизом – «Поро илышет – вияҥмаштет» («Добрая жизнь – в развитии») – появились новые: «Марий шемер калыклан» («Марийскому трудовому народу») и «Мланде ден эрык – паша ыштыше еҥлан» («Земля и воля – трудящимся»). В.А. Мухин вспоминал: «Комиссариат придал газете новое направление. «Ӱжара» заметно стала краснеть… Газета перестала быть эсеровской, приняла советский характер, но коммунистической она не была» (5,с.594).

И на самом деле, новый девиз газеты о «земле и воле» был эсеровским. Г.Г. Кармазин (за подписью «Кустэк тукым») под таким же заголовком опубликовал большую статью, в которой не только разъяснял этот лозунг, но и подробно рассказал о социалистах-революционерах, выступавших выразителями интересов крестьянства. Он же в духе первых номеров «Ӱжары» призывал создавать «Мари ушемы» и объединяться вокруг Центрального Союза мари.

21 апреля в газете наряду с подробным рассказом о собрании марийских депутатов губернского съезда крестьянских Советов и отстранении В.М. Васильева, напечатана заметка Г. Кармазина «О редакторе газеты «Ӱжара»». В ней говорилось:

«Раньше «Ӱжара» печаталась на деньги Казанского земства, теперь печатается на деньги Казанского губернского Совета крестьянских депутатов. До сих пор выпуском газеты руководил (был редактором) Васильев. Валериан Михайлович Васильев оказал огромную помощь марийскому народу: издавал Марийский календарь, выпустил много марийских книг. 15 лет Васильев работал в пользу народа мари, перетерпел много и холода, и жары. И образование у него большое: учится в университете, преподает марийский язык в Казанской женской учительской семинарии; отлично умеет писать и по-русски, и по-марийски. Можно сказать, что среди марийцев нет другого, который бы так умело писал по-марийски, так хорошо знал марийский язык. Когда газета «Ӱжара» перешла в руки Казанского совета, Васильев вышел из редакторов. Вместо него поставлен моркинский мариец Изи-Мухин… В.М. Васильев в редакции назначен секретарем, занимается исправлением того, что написали другие».

Тут же помещен ответ В.М. Васильева – «Пояснения прежнего редактора «Ӱжара».

«…Редактором меня в августе прошлого года назначила Казанская губернская земская управа. В прошедшем марте земство закрыли, все дела перешли в руки Совета… В это же время несколько марийцев, придя в Совет, наговорили на «Ӱжару»… Так, донесли на одно мое негодное дело: «Почему пишет, что в марийской школе учителем должен быть мариец?» Оказывается, просить для работы среди марийцев марийца – это грех… Хотя я вышел из редакторов, продолжаю помогать газете, желаю добра марийскому народу. А работа моя такая. Как и прежде, поправляю (редактирую) все материалы, идущие в печать; стараюсь, чтобы газета выходила на чистом марийском языке, из статей вычищаю неряшливые слова и предложения, убираю лишние русские и татарские слова и прочее… Облик (то, что по-русски называется «направлением») газеты теперь зависит не от меня. За это отныне отвечает новый редактор В.А. Мухин. Я не в обиде, что моя работа в газете проходит без указания моей фамилии. И нынешнюю «безымянную» работу свою я считаю очень важной, нужной».

Если В.М. Васильев пошел на компромисс с новой властью, то Д.И. Адаев, более близкий к политической работе, не пошел на это. Разногласия с В.А. Мухиным в оценке текущих политических событий привели к тому, что он вообще ушел из редакции. Уходя, он в газете 30 апреля опубликовал «Обращение к читателям». Он писал, что всю свою сознательную жизнь боролся против эксплуататоров, за угнетенных и за свободную Россию. «Начиная с первого номера, до настоящего времени я писал свои статьи, думая помочь в просвещении народа мари, обогатить его знаниями». Заявив о своем уходе, Адаев написал, что намерен ждать «подходящего, более свободного времени». В этом же номере Мухин зло ответил Адаеву, что «свобода» для того – призыв вернуться к старому. «Какая свобода тебе нужна? Сейчас вся власть в руках народа, в руках Советов». С уходом Коведяева и Адаева общественно-политическая тематика теперь была представлена в основном статьями В.А. Мухина по пропаганде политики Советской власти.

В июне 1918 года в Казани состоялся Второй Всероссийский съезд мари. От имени редакции «Ӱжары» съезд в числе первых приветствовал  П.И. Вавилов-Монарн. В протоколе записано: «П.И. Вавилов, представитель газеты «Ӱжара», подчеркивает цель «Ӱжары», как объединяющего начала и создания литературного языка» (6, с.4). Роль газеты как «объединяющего органа, успевшего уже приобрести общие симпатии» (6, с.14об), отмечал и видный общественный деятель народов Поволжья Н.В. Никольский. По настоянию многих делегатов на пленарном заседании 12 июня был заслушан доклад В.А. Мухина о газете «Ӱжара». Он сказал, что «назначен редактором как член Исполнительного комитета губернского Совета крестьянских депутатов вместо Васильева; подробно остановился на том, каким образом отстранен Васильев от редакторства. Совет изъявлял готовность поддерживать газету только при этом условии. Просит освободить, потому что  некоторые провоцируют, что это он сделал из эгоистических побуждений. Съезд просит остаться редактором, Мухин соглашается» (6, с.51). А на заключительном заседании при закрытии съезда «Мухин В.А. предлагает выразить благодарность В.М. Васильеву, как одному из энергичных работников и первому инициатору по изданию книг на языке мари» (6, с.59).

В дни работы съезда в газете «Ӱжара» было напечатано письмо за подписью «К-к П.» (предположительно, автором был священник Ф. Егоров). Это было ответом на язвительные заметки новых сотрудников редакции о православных священниках, которые пренебрежительно были названы «длинноволосыми». Автор риторически спрашивал: «Неужели теперь мы, марийцы, о достоинствах людей будем судить по длине волос? Если так, то почему вы же, марийцы, отстранили бывшего редактора «Ӱжары», ведь у него и волосы не длинные? Родные! Среди мари нет другого человека с таким высоким образованием, так знающего марийский язык, так любящего марийский народ, так много доброго сделавшего для него, как Васильев; такого другого прекрасного человека еще не родила марийская женщина. Разве что в Вятке есть еще один такой же человек – длинноволосый поп» (конечно, автор имел в виду П.П. Глезденева) (7).

После Второго съезда газета продолжала выходить. Но в июле 1918 года она вышла только три раза: 1, 6 и 13 июля. В связи с приближением к Казани белочехов и захватом ими города ее издание было приостановлено. Её выпуск возобновился после освобождения Казани от «белых», 19 октября, с указанием – «Орган Отдела мари при Народном комиссариате по делам национальностей». Но еще раньше, 1 октября, там же, в Казани, стала издаваться новая газета «Йошкар Кече» («Красное солнце» или «Красный день») коммунистического направления. Редактором обеих газет являлся Владимир Мухин-Сави. Он дал читателям такое разъяснение: «Теперь для марийского народа издается две газеты. В «Йошкар Кече» мы будем освещать жизнь всей страны, ход строительства нового общества, а в «Ӱжаре» – только жизнь народа мари». Более понятно разные функции двух газет объяснены Н.А. Алексеевым, заведующим Центральным отделом мари при Наркомнаце, органами которого были обе газеты: «Йошкар Кече» – общественно-политическая газета, «Ӱжара» – культурно-просветительская. Но даже втиснутая в узкое информационное пространство, газета «Ӱжара», со своими демократическими традициями, связями с демократическо-просветительской интеллигенцией, не устраивала большевистские власти. В.А. Мухин через десять лет вспоминал: «Выходившая до прихода чехов газета «Ӱжара» не смогла справиться со стоящими перед ней политическими задачами. Было ясно: нужно или закрыть эту газету, или совершенно изменить ее политическое содержание. Целую неделю спорили марийские работники. Что делать? Оставить «Ӱжару» или организовать другую газету? Наконец единодушно решили: уверенно поднимается красное солнце революции, поэтому надо закрыть «Зарю» и начать издавать «Красное солнце».

Но сразу ликвидировать старую газету не решились. «Ӱжара» после возобновления издания еще четыре раза вышла почти в соответствии с объявленной периодичностью: 26 октября, 2, 21, 28 ноября. В этих номерах напечатаны развернутые корреспонденции о работе марийских отделов и секций в Казани и уездах, заметки о болезнях домашних животных и их лечении; песня Т. Ефремова-Уньжинского «Призыв к свету» (ставшая гимном народа мари), марш М.Ф. Токмурзина  «Шокте шÿдыр» («Малая Медведица»), другие поэтические произведения и народные песни. Во всех этих номерах большое место заняла научно-популярная статья В.М. Васильева «Родственники марийского народа». Он на уровне научных знаний того времени дал довольно полное изложение общих сведений по этнографии, фольклору, языку всех 16 финно-угорских народов.

После 28 ноября газета почти месяц не выходила. Какие закулисные проблемы решались за это время? Известно только, что 17 декабря 1918 года решением Центрального отдела мари при Наркомнаце была запрещена деятельность Центрального Союза мари; а организациям «Марий ушем» было предписано быть культурно-просветительскими обществами и работать полностью в подчинении советских и коммунистически-партийных органов.

Очередной номер газеты «Ӱжара» вышел только 23 декабря. Здесь опубликовано окончание статьи В.М. Васильева о родственных финно-угорских народах. Заключение у него получилось не радостным: «Так, выросшие от общих корней, вышедшие из одной семьи, финно-угорские народы разошлись по разным местам. И живут они по-разному. Одни (финны, венгры) живут хорошо, другие (остяки, вогулы, вадья и другие) барахтаются между жизнью и смертью, уже еле дышат…»

Внизу последней, четвертой страницы помещено объявление: «Читателям. После этого, наверное, выйдет только один номер газеты «Ӱжара». Затем на марийском языке будет выходить только одна газета».

И действительно, вышедший 26 декабря 1918 года 52-й номер газеты оказался последним. В нем опубликовано «Прощальное слово к читателям»: «Это – последний номер нашей газеты. Но не надо бояться, что «Заря» кончилась. Вместо нее, выходившей раз в неделю, «Йошкар кече» к своим двум номерам в неделю будет добавлять еще один номер. Так будет три номера газеты в неделю.

Родные! После этого наше общение через «Ӱжару»  прекратится.

Начав выпускать газету «Ӱжара» еще осенью прошлого года, мы претерпели множество трудностей, но по мере своих сил, способностей старались. Просим – сочтите за наше доброе дело мысли, слова, советы, которые нам удалось донести до вас. И простите нас, ради Бога, добрые наши сородичи-мари, за ошибки, за  незавершенные замыслы и другие наши прегрешения».

Так завершилась история газеты «Ӱжара», одновременно с запрещением деятеьности Центрального Союза мари. За полтора года вышло 72 номера газеты (20 – в 1917 году, 52 – в 1918 году). Несмотря на кратковременность существования, она сыграла неоценимую роль в подъеме национальной жизни, общественной активности марийского народа, в развитии общественно-политической мысли, национальной печати, художественной литературы и литературного языка. Ее наследницей стала газета «Йошкар кече». Она стала продолжателем культурно-посветительских функций газеты «Ӱжара», идущих еще от «Марла календаря» и «Война увер».

Ксенофонт Сануков,

доктор исторических наук

Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий